Блог Антона Рубина (anton_rubin) wrote,
Блог Антона Рубина
anton_rubin

Categories:

Мифологические опросы или симулякры действительности

А что вы называете благотворительностью?
Вопрос можно рассматривать с лингвистической, филологической, философской стороны и даже со стороны налогового законодательства. Но как ЛИЧНО ВЫ определяете для себя благотворительность?

Вопрос не праздный и возник в свете недавно проведенного Русфондом исследования благотворительности в России, результаты которого меня попросили прокомментировать.
Исследование касалось денежных пожертвований, волонтерства и помощи незнакомым людям.
Самарская область заняла 38 место в общем рейтинге. По данным этого опроса, за прошедший год 72,3% жителей региона помогали незнакомым нуждающимся, 42,9% жертвовали на благотворительные цели (что на 3,4% ниже среднего показателя по стране), 30,9% - участвовали в волонтерстве.

Результаты, конечно, впечатляющие. Я бы даже сказал - ошеломляющие. Потому что в Самарской области, согласно этим исследованиям, более 1 миллиона человек имели опыт волонтерства. И почти полтора миллиона - жертвовали деньги на благотворительность.

Аххх... Если бы это было так... Я прыгал бы и плясал от счастья. Но пока мне приходится на каждом шагу объяснять людям, что волонтеры НА САМОМ ДЕЛЕ работают бесплатно, я не верю в миллион добровольцев. Пристрелите меня - не верю. Но откуда же тогда такие цифры?

В появлении на свет таких результатов вижу две основных причины:

1. Видимо люди во время опросов выдают зачастую желаемое за действительное, подгоняют реальность под своё представление «как правильно», «как должно быть», «что ожидают услышать»,  хотят показаться «хорошими и добрыми» как для анкетёра, так и для себя самих, что приводит к искажению реальности в пользу стереотипного представления о ней.

2. Вопрос терминологии и общего представления о благотворительности. То, что я называю благотворительностью, далеко не всегда совпадает с тем, что под этим термином подразумевает среднестатистический опрашиваемый.

Мне нравится объяснять на примерах просто потому, что мне самому понятнее, когда так объясняют.
Мальчик Вадим попал в приют по воле родителей. У Вадима есть родной папа и неродная мама. Мачеха то есть. Но новой маме нужен был только папа, а Вадим - не очень-то. Так у Вадима появились проблемы, от которых он стал уходить. Ну то есть уходить он стал из школы, из дома, откуда только можно уйти - он пытался уйти. Но проблемы никуда не девались, поэтому пришлось деться Вадиму.
В приюте соцпедагоги его "причесали", убедили в необходимости учиться, хотя этот процесс был крайне непростым. Водили в школу за ручку, сидели с ним на уроке и водили обратно. Ну и мы вложили свои скромные усилия, конечно. Усилия дали результат.

7467816

Увидев, что сын стал "нормальным", папа решил его забрать. "Спасибо, дальше сам".

Неделю назад в одном из СРЦ очередной раз мне на глаза попались праздно шатающиеся лбы, которым от скуки - хоть вешайся.
- Ребят, какие планы на сегодня?
- Никаких, - ответили они.
По факту это значит бродить по СРЦ и его окрестностям, курить каждые 20 минут, сидеть в соцсетях с телефона и убивать время всеми доступными способами.
- Есть предложение поиграть в лазертаг. Вы как, поедете?
- Конечно! А что это такое?

Дорога была свободная, выехали заранее, времени было вагон, решили заехать в Мак - подкрепиться перед лазерной битвой. Я был занят рулем и выбором "блюд" на стоящем слева стенде с красочными картинками разных бутербродов, поэтому увидел его не сразу. Зато Таня сразу.
- Это же наш ребенок! Что он делает?

Вадим протирал мне стекло и широко улыбался. Узнал. Глаза и улыбка - те же. Все остальное - изменилось. Бродяга в худшем его представлении - оборванный, грязный, чумазый, сопливый. Матюкнулся про себя, открыл окно, подозвал его, начал расспрашивать что он тут делает.

- Эй, пацан, поди сюда, - это опустилось стекло у впередистоящей иномарки и мужик подзывает Вадима, протягивая ему мелочь в руке.
Вадим метнулся, взял мелочь, сунул куда-то под одежду, вернулся ко мне.
- Да ну я тут это, подрабатываю немножко. На мороженое.

Отогнал машину на парковку, бегу к нему. Таня уже стоит с ним, держит за руку, расспрашивает.
- Да нормально всё, дома живу, сытый. Нет, ничего не буду. В школу? Нет, не хожу, каникулы же.
А, ну да, каникулы же...
В задумчивости поднимаю взгляд чуть выше него - еще двое таких же оборванных, но старше него лет на 5. Стоят за деревом, наблюдают за нами. Кассиры?
- Это кто? Друзья?
- Ага
- Учитесь вместе?
- Да нее...
- А откуда?
- Да так...

Поняли, что разговариваем мы про них и тут же исчезли. Растворились просто.

Вадим рассказал, что папа - на работе, мама дома, "наверное убирается, не знаю что делает", он просто гуляет и немного решил подзаработать, а грязный такой... ну просто на улице грязно.

Конечно не поверили мы ему. И конечно сразу же желание - запихнуть в машину и отвезти в приют. И опять эти вечные моральные дилемы - а имею ли я право ребенка, у которого родители вон там живут, недалеко, и не лишены родительских прав, куда-то брать и везти? А имею ли я право оставить его здесь собирать деньги по машинам? Или взять и силой отвести домой, покусившись на его свободу? Или вызвать полицию? Но он ничего противозаконного не делает. Или что делать?

Поняв, над какими вопросами я задумался и категорично отказавшись добровольно ехать в приют, Вадим согласился только записать сотовый "на всякий случай" и тут же ретировался от греха подальше.
А уже на следующий день папа его забирал из полиции.

И папе наверное выписали протокол, и он, безусловно, виноват. Но вот еще об одном виноватом мне хотелось бы сказать отдельно. О том самом, который "Эй ты, пацан..." и который понимает благотворительность как дать денег ребенку, попрошайничающему на улице. Для меня это не является актом благотворительности. Скорее наоборот – действием, усугубляющим ситуацию с безнадзорными детьми, которые регулярно поощряются такими «пожертвованиями» к дальнейшему бродяжничеству. А он, или такие, как он, искренне считает, что сделал доброе дело и на очередном опросе смело скажет: "Да, я занимаюсь благотворительностью и помогаю незнакомым мне людям". Уверенно скажет, без тени сомнений. А потом пойдет на елку желаний, выберет там фотографию ребенка, мечтающего об очередном айпэде и опять сделает "Доброе дело". Не сомневаясь. И тоже будет считать это благотворительностью. Как заставить его сомневаться - ума не приложу. Но объяснить очередной раз попытаюсь.



Цифры об участии в волонтерском движении и вовсе заоблачные. И причины, думается, идентичны предыдущему вопросу.

«Государственное» волонтерство, волонтерство «за зачет» у студентов, добровольно-принудительные субботники для бюджетников – это всё опрашиваемые, видимо, относили к волонтерству. По моей оценке, эти виды деятельности с волонтерством ничего общего не имеют. Напротив, так же как тот "добрячок", создают симулякры волонтерства и благотворительности, искажающие его самую суть.
Но самое удивительное, что при всех этих заоблачных цифрах, Самарская область только на 38 месте.
А знаете кто на первом?
...
Дагестан, да. Известные добровольцы.
А может это и не удивительно, а даже наоборот, закономерно?...
Tags: размышлизмы, раша
Subscribe

  • Серебро Севера

    В продолжение проекта "Team-extreme" для выпускников детских домов мы поехали в лес. Для нас, детей 90-х, это вообще не экстрим. А для них, детей…

  • +/- 4

    Год прошёл с тех пор, как в системе на четырёх детей стало меньше. А у меня, соответственно, больше. Всё это время регулярно встречаю непонимание и…

  • Теремок на выезде. Москва

    Первый полет на самолёте, первое путешествие в Москву, первые фотографии на фоне Кремля, первая гостиница, первое участие в конференции и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment